Эльдар ИБРАГИМОВ: “Заяев вернул меня в футбол”

Досье «ГОЛа!»

Эльдар Ибрагимов

Родился 22 июня 1976 года в городе Самарканд (Узбекистан). Гражданство – Украина.

Первый тренер – Сергей Пучков.

Полузащитник. Рост 180 см, вес 74 кг.

Игровой номер – 22.

В высшей лиге чемпионата Украины провел 27 матчей, забил 4 мяча.

Выступал за команды ФК «Николаев», «Металлург»/Никополь, «Прикарпатье»/Ивано-Франковск, «Буковина»/Черновцы, «Полесье»/Житомир, «Металлист»/Харьков.

С июля 2005 года защищает цвета ФК «Харьков».

В последнее время заговорили о «джокере» команды Геннадия Литовченко. И действительно, Эльдар Ибрагимов, выходя на замену, приносит не мало пользы своей команде. Однако имя этого футболиста давно известно в Украине, и внимание к Эльдару никак нельзя назвать спонтанным или случайным. Стабильная игра и добросовестная работа на тренировках позволяют футболисту занимать видное место в далеко не последней команде высшей лиги.

– Эльдар, повышенное внимание к тебе связано с удачными играми в последнее время. Действительно ли ты находишься сейчас на пике формы?

– Думаю, как раз нет. Точно знаю, что до оптимальной формы, в которой находился, к примеру, в конце прошлого года, мне надо поработать. Тем более, у меня была явная нехватка игровой практики весной, когда выступал еще за «Металлист». Поэтому нахожусь в пути к лучшим кондициям. Пока оцениваю свою форму на «четверочку».

– Если заглядывать в паспорт, то что означает для футболиста возраст 29 лет?

– В первую очередь, и это самое главное, возраст приносит опыт. Этого набрался достаточно. С годами совсем по-другому начинаешь воспринимать футбол. Больше чувствуешь, как лучше поступить в той или иной игровой ситуации. То есть опыт, опыт и еще раз опыт. А физические кондиции… Все зависит от человека, от его профессионализма. В случае достаточной требовательности к себе сегодня можно играть и до 35. Играть хотелось бы всегда. Как позволит здоровье – лишь бы не было травм. Не хочется загадывать.

– А до сих пор как у тебя с этим складывалось?

– Травмы были в начале карьеры, когда, может быть, организм еще не был достаточно подготовлен к нагрузкам. Ничего серьезного, к счастью, не было – Бог миловал. А через растяжения, микронадрывы проходят все футболисты.

– Твоя популярность растет не в последнюю очередь благодаря забитым голам. Насколько это входит в твои обязанности?

– Мне кажется, что в современном футболе забивать голы должны уметь абсолютно все, кто выходит на поле. То же самое относится и к другим элементам игры. Может, мне в какой-то степени и повезло, что я забил. Наверное, и другие на моем месте смогли бы сделать то же самое. А три гола в этом чемпионате в большей степени связаны с тем, что соскучился по футболу, и стремление играть помогает мне, подстегивает. И пусть в матче с «Арсеналом» мне доверили только 20 минут, но я постарался в это время полностью выложиться. В принципе, не часто баловал болельщиков забитыми мячами.

– За два года ты запорожскому «Металлургу» забил уже три раза. Знаешь какой-то секрет?

– Да нет. Есть такое понятие в футболе – «своя команда», когда против кого-то всегда получается лучше, чем с другими.

– Нельзя не вспомнить один нашумевший матч, где эпизод с тобой всеми обсуждался и еще долго не будет забыт. Речь о заработанном тобой пенальти в игре с «Ильичевцем», которое повлекло не только гнев Николая Павлова, но и его чуть ли не пожизненную дисквалификацию…

– Тот матч я помню достаточно хорошо. Тогда в середине первого тайма у меня случилось столкновение с Яксманицким, после чего судья назначил пенальти. И по своим ощущениям, и по просмотренным видеоповторам считаю, что там нарушение правил было. Кстати, я уже в этом году разговаривал с Андреем Шандором, который работал тогда на матче, и он тоже до сих пор уверен в правильности своего решения. Просто, считаю, «Ильичевец» представил кассету, которая не дала возможности специальной комиссии рассмотреть тот эпизод со всех точек.

– А вообще, как взаимоотношения с судьями? Нет ли них нареканий? Часто ли они тебя «обижают» карточками?

– Все люди ошибаются: и футболисты, и судьи, и тренеры. Главное, чтобы это не было осознанно и преднамеренно. В целом арбитраж украинских рефери мне нравится. Особо среди арбитров я бы выделил профессионализм симферопольца Василия Мельничука. Грубостью на поле я вроде не отличаюсь. Хотя вот в том же матче «Металлиста» с «Ильичевцем» я увидел перед собой две желтые карточки, а следовательно, и красную. Но там просто были два предупреждения за неспортивное поведение. В частности, ушел я с поля, так как не отошел вовремя на положенные 9 метров при пробитии штрафного удара. Смешно, конечно, но хорошо, что случилось это на 90-й минуте и на итоге встречи никак не отразилось.

– Эльдар, в командах под руководством Геннадия Литовченко тебе частенько приходится выходить на замену. В этом есть своя специфика. Не сложновато ли?

– Мало есть футболистов, которым легко дается вхождение в игру по ходу поединка. К тому же все хотят играть в основном составе, и я – не исключение. Правда, с течением лет на это смотришь по-другому. Хотя раз на раз и не приходится. Вот дважды удачно вписался, и заговорили: «джокер». Но другой раз получается совсем наоборот. С заменой тренеру тоже нелегко угадать. Почему у Литовченко выхожу на замену? Наверное, не устраивают его в полной мере мои игровые качества. Возможно, он сомневается, что я смогу так отбегать все 90 минут. А может, сослужил сам себе плохую службу забитыми голами…

– Какие у Литовченко к тебе требования – позиция, персональные задания?

– Игра в полузащите. Вообще, мне нравится понятие «атакующий полузащитник». А кому тогда обороняться? Вот мы смотрели игру «Интера» с «Шахтером». Так Верон там и атакующий, и защищающийся полузащитник. Вот к этому и приучает нас современный футбол. Так и Геннадий Владимирович. Во-первых, требует от меня играть на атаку, но не забывать и о защите. Так как часто мы играем с одним нападающим, то нужно помогать ему из глубины, и у многих игроков нашей средней линии это получается.

– Из собственных наблюдений получилось сделать вывод, что Литовченко использует тебя больше в выездных матчах. Это случайность?

– Доля истины в этих наблюдениях есть. Особенно в прошлом году, когда действовали на одной позиции с Рибейро, и Андерсон чаще выходил на поле в Харькове, а я – в гостях. Геннадий Владимирович это мотивировал это тем, что на выезде надо больше обороняться, а эти функции ближе мне. Заранее это никак не оговаривалось, но по прошествии нескольких игр мы уже были готовы к такому «разделению».

– Тренерские задания здесь чем-то отличаются от предыдущих мест твоей работы?

– Да, наверное, играл везде. Не был разве что последним защитником. Начинал играть у Заяева в нападении, а Заваров раз меня в товарищеской игре использовал даже на позиции стоппера. Считаю, что это пошло мне только на пользу, придало мне уверенности, поскольку разные ситуации случаются на футбольном поле.

– Что приобрел в командах, где пришлось поиграть?

– В каждой из них почерпнул что-то полезное для себя. Все эти команды добивались поставленных целей: «Николаев» выходил в высшую лигу, Черновцы выигрывали вторую лигу, Кубок второй лиги. Тот же «Металлист»… Это дало со временем психологию победителя, что немаловажно для спортсмена.

– Был ли шанс у Эльдара Ибрагимова стать не футболистом, а кем-то другим? Чем, кроме футбола, занимался в детстве?

– Родился я в Узбекистане. Как и все мальчишки, бегал во дворе с мячом, пока в восемь лет мама меня не отвела в СДЮШОР, где начал более целенаправленно заниматься футболом. Одновременно учился – на одни пятерки. Закончил школу с золотой медалью. Затем у меня было желание поступить в медицинский институт, которое я осуществил. Тогда я прекратил занятия футболом. Когда мне было 18 лет, мы переехали в Крым. И только когда я заканчивал институт, я попал в Николаев, где и вернулся уже в большой футбол. С другой стороны, я получил высшее образование, чему очень рад. У меня есть профессия стоматолога. Правда, по специальности я не работал.

– А как попал в Украину?

– Я сам по национальности крымский татарин, и мои родители решили переехать в начале 90-х на историческую родину. Поначалу было сложно привыкнуть к новым условиям, ведь менталитет у людей Узбекистана и Украины абсолютно разный, культура тоже отличается. Ну а сейчас уже, конечно, привык, адаптировался. Здесь – моя вторая родина.

– Вспомни вкратце биографию спортсмена…

– Началась карьера с Анатолия Заяева. Есть такой тренер, которому я, наверное, обязан тем, что сегодня имею. Он взял меня в «Николаев», вернув меня в большой футбол, потом пришлось поработать с Григорием Варжеленко, который в свое время тренировал Павла Яковенко, в Никополе. Понравилось работать и с Семеном Осиновским, который одно время был тренером в «Полесье». В Черновцах работал с Юрием Гием, ну а в Харькове, вы знаете, с Геннадием Литовченко и Александром Заваровым. Каждый тренер по-своему интересен.

– Эльдар, тебе пришлось поездить по многим городам. Как Харьков на фоне других?

– Сравнение только в пользу Харькова, ведь он в сравнении с Николаевом или Черновцами может считаться мегаполисом. Хотя мне больше импонируют как раз города поменьше, поуютнее, что ли…

– А как попал сюда?

– Я выступал в житомирском «Полесье», приехали в Харьков для игры с «Металлистом». Я знал, что меня будут просматривать. После игры и состоялся разговор с Геннадием Литовченко. Сейчас рад, что все так получилось. Та цель, которая у меня была, когда я только начинал заниматься футболом, – попасть в хорошую команду – была достигнута, за что я себя больше начал уважать.

– Были ли сомнения относительно перехода из «Металлиста» в «Харьков», ведь тебя не было в первой группе из восьми человек?

– Сомнений не было, тем более, что при Заварове в «Металлисте» у меня был не лучший период. Я мало играл, и приглашение Литовченко было как нельзя кстати. А зимой я не смог перейти по причине действующего контракта. Единственное сожаление заключается в том, что не смог поиграть под руководством Мирона Маркевича, которого я очень уважаю. Но своим нынешним положением нет повода быть неудовлетворенным.

– Приходилось слышать, что ты являешься любимчиком Геннадия Литовченко. Что можешь на это ответить?

– (Удивление на лице – прим. авт.). Наверное, таких предположений бы не было, если видеть с каким трудом в прошлом сезоне я завоевывал место в основном составе. Кроме того, думаю, в таком случае после нескольких удачных выходов на замену я моментально попал бы в основной состав. Однако этого не произошло, но я в любом случае уважаю мнение тренера и понимаю, что главное для всех нас – командный дух и результат.

– Видишь ли ты для себя различия между двумя последними клубами?

– Главное из них – то, что я реже вижу Сергея Кузнецова. А так – тот же город, те же лица, но сейчас появился больший стимул играть и тренироваться. Других различий не вижу.

– Если из одной команды в другую уходит большая группа людей – не только футболистов – значит, там что-то не так?

– Наверное, что-то происходит. Когда я был в «Металлисте» после ухода Литовченко, шло откровенное вмешательство в тренировочный процесс со стороны руководства. Видимо, это и нарушило привычную жизнь команды. Хотя сейчас (знаю из общения с ребятами) в плане дисциплины вопросов нет.

– Влияет ли твое настроение на игровую форму, на саму игру?

– Как говорят, родственники и знакомые, характер у меня очень спокойный в жизни. А на поле люблю поговорить, выплескиваю эмоции, и порой бывает трудно себя сдержать. Вообще, стараюсь не переносить проблемы в быту на футбольное поле. Это совсем разные ипостаси – человек в жизни и на своем рабочем месте.

– Насколько футболисты в Украине обеспеченные люди?

– Футбольный век очень короток. Хочется, конечно, обеспечить себя, чтобы по окончании футбольной карьеры начать новую жизнь, открыть свое дело. А для этого нужны материальные средства. Скажу так: футболисты – не бедные люди, и в Украине заработки понемногу догоняют другие страны. Прогресс футбола и материальная сторона дела должны идти в ногу. Но нельзя говорить, что футболистам даются деньги легко. Это может казаться только со стороны.

– Следишь ли за спортивной прессой, часто ли общаешься с журналистами?

– Журналистика тоже меняется. Сейчас больше людей, профессионально разбирающихся в футболе, чем, скажем, пять лет назад. Мне порой не нравится, когда журналисты берутся за критику, не вникая в футбольные тонкости, путают подчас понятия специалиста и корреспондента. Иногда забывают о тех, кто квалифицированно делает свое дело, но при этом не находится на первых ролях. Хотелось бы побольше объективности, а не только внимания к тем, кто забивает голы. Если говорить обо мне, то я не любитель давать интервью, раньше практически этого не делал. Но личных обид у меня ни на кого нет.

– Эльдар, какое место ты занимаешь в коллективе вне футбольного поля?

– Общаюсь со всеми, но более тесно дружу с Русланом Гунчаком, с которым делим на выездах комнату, Андреем Березовчуком, Виталием Комарницким и Сергеем Ветренниковым. В свободное время люблю погулять, посетить те места Харькова, которые пока мало знаю, могу посмотреть телевизор – новости или фильмы. Также устаиваем с ребятами мини-турниры по нардам, где у нас свои, очень принципиальные отношения, которые не выходят за рамки этой игры.

Константин БАДУЛИН, газ. “ГОЛ”

Источник: ФК Харьков

Новости партнеров

Комментарии: