Алексей Дрозденко о подготовке резерва “Шахтёра”

Досье.

Алексей Дрозденко.

Родился 28 февраля 1941 года.

Защитник. Мастер спорта СССР.

Выступал: команда шахты “Волынская”, “Шахтер” (Торез), “Шахтер” (Донецк) – 1962-72.

Тренер “Шахтера”: 1978-83, 1989-94, 1996-2001.

Директор ДЮСШ при команде мастеров “Шахтер”: 1975-78, 1983-89.

Заслуженный тренер Украины.

С 2004 – специалист СДЮШФ ФК “Шахтер” по работе с филиалами.

Мы продолжаем знакомить читателей нашей газеты с мнением специалистов о проблемах воспитания будущей футбольной смены и путях их решения. “Пас вразрез” сегодня “отдает” Алексей ДРОЗДЕНКО, имеющий богатый опыт как работы в команде мастеров, так и подготовки резерва “Шахтера”.

“Говоря о подготовке резерва, сначала нужно определиться с тем, что такое резерв сегодняшнего и завтрашнего дня, где он воспитывается, как и кем?

Думаю, резерв сегодняшнего дня – это все игроки, находящиеся в заявочном списке главной команды. Резерв завтрашнего дня – это дублирующий состав команды, не зря они называются “дублеры”.

Все остальные подразделения футбольной академии клуба готовят “материал” для резерва. Этот “материал” должен быть податливым, пластичным, быстро реагирующим и воспринимающим требования реального времени.

Если подходить к подготовке “материала” с мерками и требованиями сегодняшнего дня, копировать тактику и схему расположения игроков главной команды, то к тому времени, когда он станет резервом, и тактика, и схема расположения игроков на поле могут устареть. Значит, в результате мы будем готовить “резерв вчерашнего дня”.

Тренер, работающий с молодежью, должен изучить футбол прошлого, знать футбол сегодняшний, и, сопоставив и проанализировав вчерашнее и сегодняшнее, предполагать развитие футбола завтрашнего дня. Только такой тренер сможет готовить будущую смену.

Сейчас часто можно услышать настольгические воспоминания о “диком”, или дворовом, футболе, который позволял мальчишкам уже на первых шагах в футболе развиваться как личностям. Тогда возникает вопрос: почему и только ли дворовой футбол позволял развиваться индивидуальности?

Что было главным тогда в развитии мальчишек: игра стареньким мячом “от зари до зари”, поле-пустырь, когда в качестве стоек ворот использовали кирпичи, или то, что, кроме футбола, у детворы была масса других подвижных игр, занятий: “пекарь”, лапта, лазание по заборам, деревьям, катание на самокатах, велосипедах, коньках? И везде нужны были смекалка, много движения, развивалась координация, ловкость, гибкость, пластика.

Что мы имеем сейчас? У детворы компьютер, телевизор, интернет-клубы, масса развлечений – очень увлекательных, но малоподвижных, и заставить мальчишек заменить их двигательными играми на свежем воздухе не так-то просто. Значит, в обстановке, когда вокруг подростков столько соблазнов в первую очередь нам нужно привить им любовь к спорту, движению, чтобы они стали фанатами не того, что сейчас рекламируют на каждом углу, а футбола, любимой команды “Шахтер”. И не беда, что у кого-то из них не сложится с большим футболом. Они станут в будущем болельщиками команды и заполнят трибуны стадиона.

Сегодня в ФК “Шахтер” выстроилась почти идеальная структура воспитания футболиста от 7 лет до его полного становления. Но это должны быть не разрозненные подразделения, как просматривается в настоящее время, а единое целое от НАБОРА в футбольную школу до основной команды.

Причем, если у главной команды цель – победа, победа и еще раз победа, то задача остальных подразделений структуры – от “академии” до “дубля” – подготовка и воспитание индивидуальностей. Замечу, не команды, приходящей на смену главной, а индивидуально сильных исполнителей.

Если хотите, система подготовки должна перейти от “валовой” к “точечной”. На каждом этапе должны четко выполняться задачи, зависящие от возрастного критерия, чтобы не было подготовки резерва “вообще”. Во времена дворового футбола тренеры групп подготовки при команде мастеров отбирали из 11-12-летних тех, кто уже что-то мог, у кого были какие-то двигательные и футбольные навыки. Сейчас, учитывая реалии сегодняшнего дня, этим должна заняться футбольная школа.

В настоящее время в СДЮШФ ФК “Шахтер” принимаются дети в возрасте семи-восьми лет. Это тот возраст, в котором и в дворовом футболе начинали “пинать” мяч. Что в те времена зрелым игроком становились, как правило, к 21-22 годам, что сейчас. Следовательно, срок на подготовку игрока остался таким же – 13-14 лет.

Но что действительно было у тех мальчишек, так это техника движения, развитая улицей и подвижными играми, чего нет сегодня. И так, проанализировав что было, что имеем, можно перейти к принципам формирования учебных групп, определить цели и задачи, которые нужно решать на каждом этапе подготовки.

Структура подготовки резерва от “набора” до “дублеров” должна стать системой, в которой:

– цель одна – подготовка резерва;

– задачи – разнообразные, определяемые возрастными особенностями на каждом этапе.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

“Обучение в группах предварительной подготовки”, в которых занимаются ребята в возрасте от 7-8 до 9-10 лет.

На этом этапе производится не ОТБОР, а НАБОР мальчиков, способных по состоянию здоровья заниматься спортом: не физкультурой, а именно спортом. Но отбирать нужно из равных, а к нам приходят, так сказать, “голодные” и “сытые”, не в прямом смысле, а в отношении уровня двигательной подготовки. Нам нужно их всех сделать “сытыми”, вывести на один уровень готовности, создав равные условия для последующего уже ОТБОРА.

Начинать работу с детьми нужно не с обучения “игре в футбол”: научить ИГРАТЬ невозможно. Наша задача – создать такие условия, чтобы определить способность ребят учиться и думать. Дать детям всестороннюю двигательную подготовку, используя в занятиях элементы гимнастики и акробатики, баскетбола, гандбола и футбола. Предложить детям широкий и разнообразный объем движений, не столько научить, сколько предложить как можно больше футбольных движений, не сосредотачиваясь на деталях. Чем раньше и больше разнообразных движений будет в арсенале двигательной подготовленности ребенка, тем лучше будет усваиваться техника футбола.

Этот возраст благоприятен для развития зрительного восприятия, двигательной чувствительности. У детей должен появиться кумир, пример для подражания. Стремление мальчишки достичь высот, которые покорил его кумир, – самый лучший стимул для учебы. За два-три года этого этапа мы восполним пробел, который образовался с исчезновением “дикого” футбола. Тренер-педагог, работающий с детворой, – это “геолог”, который ищет “материал” для будущей “огранки”. В течение всего времени предварительной подготовки идет анализ не только динамики физического развития ребенка, но и того, как он ведет себя в коллективе, является он индивидуалистом или коллективистом. Занятия в группах предварительной подготовки постепенно, через развитие координации движений, гибкости, ловкости, разнообразие подвижных игр, развивают игровое мышление, индивидуальные и коллективные действия, подводят ребят к следующему этапу воспитания.

ВТОРОЙ ЭТАП.

“Обучение в группах начальной подготовки”, в которых занимаются ребята 10-13 лет, практически составляющих учебно-тренировочные группы дневного отделения и филиалов футбольной академии.

Критерии отбора:

– способные по состоянию здоровья заниматься футболом, переносить физические нагрузки;

– сдавшие контрольные нормативы;

– имеющие склонность к обучению и умению самостоятельно принимать решения;

– показавшие положительную динамику развития интеллектуальных и функциональных данных.

Это – этап развития скоростных качеств, меткости, овладения “школьной” техникой футбола. На этом этапе должны быть освоены все координационные двигательные навыки, являющиеся фундаментом технического мастерства будущего футболиста. Все, чему будущий игрок научится на этом этапе, благоприятном именно для обучения технике игры, останется с ним на всю жизнь. В дальнейшем потребуется совершенствование и шлифовка полученных навыков. Поэтому если мы, тренеры, на этом этапе наделаем много неточностей и брака, то совершенствоваться и шлифоваться будут брак и неточности.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

“Обучение в группах спортивного совершенствования”, в которых занимаются ребята 14-17 лет.

Здесь очень важно помнить, что при половом созревании возможен спад всех показателей. Этот этап направлен на максимальное развитие индивидуальных качеств игрока, совершенствование его технического мастерства, расширение знаний о командной тактике, повышение функциональных и морально-волевых качеств.

Критерии отбора:

– повышенные требования к состоянию здоровья;

– сдавшие контрольные нормативы для своего возраста;

– имеющие перспективу роста интеллектуальных, функциональных и морально-волевых качеств.

Главная задача этого этапа воспитания – создать такие условия подготовки, чтобы ребята научились творчески мыслить, уметь правильно реализовать свои базовые технико-тактические навыки, дать им широкий футбольный кругозор, привить понимание тенденций развития футбола, довести до максимально возможного совершенства техническую оснащенность.

Продолжая совершенствовать заложенную функциональную и технико-тактическую базу, расширяя знания о командной тактике, поставив во главу угла подготовку футбольных личностей, которые, как известно, всегда были определяющими в командной тактике, мы сможем решить поставленные перед футбольной академией задачи.

Следующий этап подготовки проходит уже в командах “Шахтер-3” и “Шахтер-2”.

Подготовка резерва должна быть планомерно-поэтапная, без “перетягивания” воспитанников через этапы. Весь цикл подготовки должен быть под контролем, мы не должны работать “на авось”, на глазок. Не стоит забывать, что на всех этапах подготовки приоритетным должно быть не достижение сиюминутных результатов, а воспитание индивидуальностей. Стремление же к командным результатам влечет за собой перекос в сторону отбора игроков, которые именно сегодня позволят достичь каких-то “громких” побед, а перспектива, подготовка действительно резерва уходит на второй план.

Стремление к быстрому результату приводит к тому, что соревнуются не игроки в ловкости, прыгучести, техническом мастерстве, умении творчески и нестандартно мыслить, а тренеры – в умении отмобилизовать (проще, жестче, дальше, “не водись, не думай, я это делаю за тебя”), комплектовать команду (“скороспелки”, переростки), поощрить, задобрить “дирижера со свистком”. Следовательно, ИГРА и ее исполнители становятся второстепенными.

При таком подходе к воспитанию и соревнованиям индивидуальные способности вылущиваются тренерскими установками, а игрок становится “оловянным солдатиком” для реализации амбиций взрослых. Погоня за сиюминутным результатом никогда не приводила к конечному успеху. Учебно-тренировочный процесс подменяется играми, турнирами, соревнованиями недоучек, достижением быстрых побед, завоеванием кубков, медалей. Так ведь проще, потому что не надо повседневно думать, анализировать, воспитывать: мы занимаемся массовым производством, нам некогда заниматься каждой личностью в отдельности, у нас командный вид спорта, и наши воспитанники много играют. Но ИГРОЙ футбол делают личности, индивидуальности.

Безусловно, участие в соревнованиях, контрольных играх – неотъемлемый элемент подготовки, но не главный. Чтобы стать игроком-любителем, нужно просто много играть. Но чтобы стать профессионалом, надо в совершенстве владеть технико-тактическими навыками игры.

Важно помнить, что:

– ИГРА – это совершенство игровой мысли и технического мастерства;

– ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – многократное повторение движений, изучаемого технического приема и типичных ситуаций;

– ИГРОВАЯ МЫСЛЬ – умение использовать техническое мастерство в нужный момент, применительно к сложившейся ситуации.

Нужно повнимательней посмотреть на истоки футбола, на систему подготовки, систему и приоритет соревнований, принципы оценки работы и престиж детского тренера. Тогда вопросы об уровне украинского футбола, моде на легионеров и лимите на них отпадут сами собой.

И, как результат, далеко на подходах к стадиону многих болельщиков и любителей ИГРЫ, которая называется “Футбол”, будет интересовать только один вопрос: “Есть ли лишний билетик?”

Существенным на всех этапах подготовки является тесное взаимодействие тренеров, работающих с разными возрастными группами, вплоть до первой команды.

И еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Думаю, более активное участие в подготовке резерва должны принимать научно-спортивные группы. Специалистам, занимающимся подготовкой резерва, важно знать не столько технико-тактические данные по игрокам и командам, сколько модельные характеристики футболистов с учетом возраста и перспективы дальнейшего профессионального роста, научные основы поэтапной подготовки футбольной смены, иметь возможность отслеживать объективную динамику развития юного футболиста, видеть полную картину изменения функциональных и антропометрических данных воспитанника за все время обучения.

При таком, комплексном и разложенном на конкретные этапы подходе к воспитанию будущей смены, мы можем привести в соответствие уровень подготовки резерва задачам главной команды”.

Источник: terrikon.dn.ua

Новости партнеров

Комментарии: